Как справиться с раздражительностью и развить терпение?
Вопрос: Здравствуйте, досточтимый Геше-ла! Расскажите, пожалуйста, как развить в себе терпение. Бодхисаттва должен любить всех живых существ, я очень хочу стать бодхисаттвой. Но когда я забываю о Дхарме (думаю о мирских делах), меня очень легко вывести из состояния равновесия. Когда что-то или кто-то становится на пути моих желаний, во мне появляется нетерпение, раздражительность, может, даже гнев. Бодхисатва же не должен гневаться на людей, а я гневаюсь. Уважаемый Геше-ла, помогите мне, пожалуйста, в моей проблеме.
Ответ: Да, наша цель — породить в себе бодхичитту. Как я уже не раз говорил, основным препятствием к порождению у нас бодхичитты является себялюбие. Поэтому, чтобы породить бодхичитту, нам надо избавиться от себялюбия. Кроме того, благоприятным условием для развития бодхичитты является ум, который заботится о других. Чем больше мы культивируем в себе заботу о других, тем сильнее становится наша бодхичитта. Поэтому в практике очень важно обращать внимание на эти два аспекта — устранение себялюбия и развитие ума, который заботится о других. Чем меньше у вас себялюбия, тем сильнее в вас порождаются любовь, сострадание и бодхичитта. Чем больше вы заботитесь о других, тем сильнее чувствуете любовь, сострадание и бодхичитту. Итак, эти два фактора очень важны. Я все время говорю, что основная практика буддизма — это устранение умственных омрачений. А омрачения являются следствием себялюбия. Один выдающийся учитель традиции Кадампа сказал: «С годами я понял, что у меня есть только две практики: устранение себялюбия и цепляния за истинность, что есть источник всех страданий, и развитие заботы о других. Третьей практики в буддизме нет. Все учения Будды направлены только на устранение себялюбия и цепляния за истинность и культивирование ума, который заботится о других. А тантра является лишь частью практики развития заботы о других».
Итак, что бы Вы ни делали, старайтесь бороться со своим себялюбием. Когда у вас ослабевает себялюбие, и привязанности становится меньше. А когда ваша привязанность уменьшится, вы не разгневаетесь, даже если кто-то помешает вам завладеть объектом своей привязанности. Как правило, вы злитесь только из-за привязанности. Именно сильная, чрезмерная привязанность к тому или иному объекту вызывает у вас гнев всякий раз, когда кто-то или что-то мешает вам получить желаемое. Эта привязанность является следствием себялюбия. Имейте в виду, что вам не удастся сразу же побороть свое себялюбие. Для начала попытайтесь уравнять себя с другими. Подумайте: «Другие хотят быть счастливыми не меньше, чем я. Поэтому все должны быть счастливы». Не считайте себя самым важным — все имеют право на счастье не меньше, чем вы. Только подумайте, кто важнее: вы, один человек, или все остальные живые существа, которых большинство? Взгляните на эту ситуацию как третье, незаинтересованное лицо, и вы поймете: «Сейчас я жертвую счастьем всех остальных, счастьем большинства, ради счастья только одного человека. Это очень неразумно, очень эгоистично. Бодхисаттвы прошлого жертвовали личным счастьем ради счастья большинства. Это было мудро, и в результате они сами становились только счастливее. Я же все время только и делаю, что жертвую счастьем всех остальных ради благополучия одного человека — самого себя. И что в результате? Я становлюсь все более несчастным и неудовлетворенным, словно пью соленую воду. Итак, отныне, если уж я так хочу быть эгоистом, я должен стать мудрым эгоистом. Я буду стараться заботиться о других, а это принесет счастье мне самому».
Таким образом, в начале попытайтесь стать мудрым эгоистом. А затем постепенно Вы поймете, что даже в мудром эгоизме нет никакой необходимости, так как, если Вы заботитесь о других, ваше собственное счастье придет к Вам само собой. Тогда Вы даже не будете думать о своем личном счастье. Но начните все-таки с мудрого эгоизма! Когда Вы станете мудрее, чем раньше, у вас станет меньше себялюбия. А когда Ваше себялюбие ослабнет, а забота о других возрастет в Вашем уме, Ваши омрачения — привязанность, гнев и другие — естественно уменьшатся. Тогда любовь и сострадание станут более свойственны Вашему уму.
Короче говоря, Вы должны совершенно осознанно сказать себе: «Теперь я узнал своего врага. Мой враг — это себялюбие, а все живые существа — мои добрые матери». Как только Вы поймете, кто Ваш настоящий враг, Ваша жизненная стратегия кардинальным образом изменится. Итак, узнайте своего врага. Учителя Кадампы говорили: «Обвиняй во всем одно». То есть, виновники всех наших бед — наше себялюбие и цепляние за истинное существование. Это и есть наш враг.
Я надеюсь, что этот небольшой совет принесет Вам пользу.