Как бороться с мыслями о мести, когда чувствуешь себя несправедливо обиженным?

Данные о себе
Имя: 
Олег
Город: 
Без города

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Геше Тинлей! С тех пор, как я стал изучать Дхарму и понемногу заниматься практикой, мое поведение стало намного спокойнее; исчезли раздражительное настроение, приступы гнева. Но в моменты, когда меня кто-нибудь несправедливо обидел, испытываю острое желание отомстить. Я часто начинаю в уме «прокручивать» варианты мести и т. д., тем самым доводя себя до «белого каления». Будьте добры, подскажите, как можно наиболее эффективно бороться с такими мыслями и настроениями. Заранее благодарен.
 

Ответ: Вы должны понимать, насколько важно иметь сильный, крепкий ум. Чем сильнее становится ваш ум, тем больше у вас покоя. А силу ума невозможно обрести только слушая духовные учения. Силу ума дают нам те люди, которые обижают или оскорбляют нас. Так что для Вас такие люди очень полезны. Например, когда люди тренируются в спортзале, во время тренировок они испытывают некоторую боль, но прекрасно знают, что эта боль для них полезна, т. к. они становятся физически сильнее. Поэтому они платят деньги за эти тренировки и занимаются ими с огромной радостью. Точно так же, когда кто-нибудь Вас обижает, не надо относиться к обидчику как к объекту гнева. Считайте его объектом своего терпения. «Как здорово, он учит меня терпению!» Подобные ситуации для нас — как бесплатная сауна для ума. Иными словами, они нам очень полезны. Так что старайтесь терпеть обиды, насколько сможете, не бегите от таких ситуаций, думайте, как все это полезно для Вашего ума. Если у Вас уже нет сил терпеть, уйдите на время… Немного отдохните и возвращайтесь назад — как человек, который возвращается в парилку, переведя дух… Если Вы действительно начнете воспринимать своих обидчиков как тех, кто приносит Вам пользу, у Вас не будет желания им мстить. К чему месть? Ведь человек, который в гневе Вас обидел, сам был в этот момент несчастен. Он стал первой жертвой своего гнева… Зачем же вредить ему еще больше? Шантидева сказал следующее. Если мы ударим кошку палкой, кошка разозлится на палку. Почему? Потому что она решит, что ее обидела палка. На самом же деле палкой орудовал человек. Если я ударю вас палкой, вы не разозлитесь на палку, т. к. для вас будет очевидно, что палка — всего лишь орудие в моих руках. И точно так же ваш враг, который нанес вам обиду, был лишь орудием в руках своего гнева. Зачем же гневаться на него? У него и так хватает проблем. Зачем же строить планы мести, мечтая о том, чтобы он стал еще несчастнее? Если вы действительно хотите отомстить, нужно мстить его гневу, который сначала заставил страдать его самого, а потом уже и вас… А как вы можете противостоять его гневу обывательскими методами? Если вы проявите ответный гнев, его гнев только усилится. Это все равно что добавить огня в огонь. Поэтому, если вы действительно хотите уничтожить его гнев, потушите его водой любви и сострадания. Это настоящее противоядие. Покажите этому человеку чистую любовь и сострадание, и его гнев пройдет. И тогда вы по-настоящему одержите победу над врагом. Итак, Шантидева говорит: наши истинные враги — это наши собственные омрачения, а также омрачения других людей. Если мы сумеем уничтожить этих внутренних врагов, то, значит, мы по-настоящему мужественные воины, настоящие герои. А в убийстве людей, по словам Шантидевы, нет никакого героизма: это все равно что убивать покойников. Рано или поздно все они умрут сами, без вашей «помощи». В любом случае, жить им осталось недолго… Поэтому убивать людей — все равно что убивать трупы. Если вы храбры, если действительно хотите мести, мстите омрачениям — то есть тому, что заставляет всех нас страдать. А наилучший способ отомстить омрачениям — это воспитывать в себе терпение, любовь и сострадание.
     Итак, помните, что основная цель нашей буддийской практики — это победа над нашими омрачениями, которые являются нашими настоящими врагами. Они были нашими врагами с безначальных времен. Если с таким пониманием, таким подходом Вы будете смотреть на своих внешних врагов и обидчиков, то вместо гнева будете испытывать к ним сострадание. И даже если у Вас возникнет мысль отомстить им, скажите себе: «Хочешь отомстить — мсти тому, кто действительно вредит тебе. А иначе ты будешь мстить палке… » И тогда это омрачение сразу же отступит. А его место займут чувства любви и сострадания. Пролейте на гнев своего обидчика воду любви и сострадания, и тогда он станет Вашим лучшим другом.
     В общем, исследуйте этот вопрос сами. У нас, людей, есть мозги, у нас есть способность увидеть вещи на более глубинном уровне. Кошка же, сколько ей ни объясняй, ничего не поймет. Так что примените своим умственные способности для того, чтобы изменить свое мышление. Это называется «стать мудрее» и «стать духовнее». Духовный человек — это тот, кто способен мыслить более глубоко, чем остальные, это тот, кто не раздражается из-за разных пустяков. Именно так Вам нужно культивировать в себе любовь, сострадание и терпение. И это не мой личный совет — это совет Шантидевы, учителей Кадампы и других великих духовных учителей прошлого. Я просто сформулировал для Вас их наставления в более легкой и доступной форме, так, чтобы Вы могли применить их в повседневной жизни. И желаю Вам всего самого лучшего.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа