Помогите определить порядок и методы изучения Дхармы. Как и где я могу принять Прибежище, что для этого необходимо?
Вопрос: Меня зовут Алексей Минин. Мне 30 лет. Живу и работаю в Ярославле. Меня давно интересует буддизм, но в связи с недостатком информации в прошлом я мог получить лишь недостоверные и искаженные сведения об Учении. Сейчас благодаря доступу в интернет появилась возможность изучения материалов и текстов от Учителей, и мой интерес к Учению только вырос. Но мне нужна Ваша помощь в порядке и методах изучения, чтоб знания, полученные мной, не были хаотичным набором разнообразной информации, и в то же время не было пробелов в необходимых знаниях. Самостоятельно с этой задачей мне будет нелегко справиться, а в Ярославле я не знаю буддистских организаций или центров, поэтому и обращаюсь к Вам. Если Вы мне поможете в этих вопросах, а так же подскажете, как и где я могу принять Прибежище, и что для этого необходимо, буду Вам очень благодарен.
Ответ: Первое, что вы должны знать о буддизме — это то, что все учения Будды направлены на укрощение ума. Исходя из этого вы и должны стремиться к получению знаний о буддизме. Чтобы укротить свой ум, сначала нам нужно понять, в чем смысл нашей жизни. Для того чтобы прожить жизнь полноценно и со смыслом, очень важно осознать драгоценность человеческой жизни, ее редкость и значимость. Когда Вы все это осознаете, тогда до некоторой степени познаете смысл своей жизни. Для того чтобы укротить свой ум, Вам прежде всего нужно ослабить в себе привязанность к этой жизни. Для этого важно читать тексты на тему непостоянства и смерти. Когда у Вас ослабнет привязанность к этой жизни, то проснется заинтересованность в обретении счастья в будущей жизни. Тогда Вам нужно будет понять, в чем причины счастья в будущей жизни. Для этого очень важно усвоить подробные учения о Прибежище. Лучший способ достичь благоприятного следующего рождения — это принять Прибежище. Вы должны знать преимущества принятия Прибежища в Трех Драгоценностях, подробно знать, что есть Прибежище и как принять Прибежище. Но только принять Прибежище недостаточно. Какие причины мы создаем, таких результатов и достигнем. Соответственно, очень важно знать закон кармы. Если в этой жизни мы будем соблюдать закон кармы, то станем счастливы даже в этой жизни, не говоря уже о том, что это принесет нам счастье в будущих жизнях. Итак, очень важно знать четыре характеристики кармы, знать, что такое позитивная карма, что такое негативная карма, как очистить негативную карму и приумножить благую карму. Подробные наставления об этом Вам так же крайне необходимы.
Затем второй этап — это устранение привязанности к сансаре. Для этого важно читать книги, в которых содержатся подробные учения о Четырех благородных истинах. Первая истина говорит нам о природе страдания сансары — то есть нашего нынешнего положения. Затем мы начинаем исследовать, в чем источник нашего страдания, откуда оно берется. Об этом подробно говорится во Второй благородной истине, в частности, в учениях о двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения — способе нашего вращения в сансаре. Третья благородная истина повествует о пресечении страдания, т. е. о том, что мы можем полностью освободить свой ум от омрачений. Поищите тексты, в которых рассказывается о том, почему достижение подобной нирваны возможно. Когда Вы поймете, что возможно достичь такой нирваны — полного освобождения ума от омрачений, Вам будут очень полезны учения о Третьей и Четвертой благородных истинах. Четвертая истина гласит, что есть путь, ведущий к состоянию освобождения. Поэтому она называется Благородная истина о пути. Благодаря освоению Четырех истин и практике нравственности, сосредоточения и мудрости, познающей пустоту, вы сможете освободиться от сансары.
Третий уровень — это осознание того, что недостаточно самому освободиться от сансары. Здесь Вам нужно прочесть больше текстов о том, как достичь полного просветления, состояния Будды на благо всех живых существ. Для этого очень важно породить бодхичитту — без бодхичитты стать Буддой невозможно. Существуют два метода порождения бодхичитты — семичленный метод причинно-следственной взаимосвязи и метод обмена себя на других. После порождения бодхичитты следует вступить на путь практики шести парамит, а для этого надо знать, в чем они состоят и как их практика поможет нам достичь состояния будды.
Затем необходимо получить подробные учения по шаматхе, о том, как развить шаматху, и, на этой основе, —подробные учения о способе обретения випашьяны или мудрости, познающей пустоту. Последние две из шести парамит — парамиты сосредоточения и мудрости — как раз и есть шаматха и випашьяна. Таковы сущностные учения из раздела Сутры.
На этой основе полезно пытаться изучать Тантру. Различают четыре класса тантр — Крия, Чарья, Йога и Махаануттара-йогатантра. Если Вы не сможете изучить все четыре класса тантр, по крайней мере, старайтесь понять суть практики Крия-тантры, то есть принцип йоги со знаками и йоги без знаков. Если Вам не удастся подробно изучить Чарья-тантру и Йога-тантру, это не имеет большого значения. Главное — на основе Крия-тантры Вам нужно будет освоить высшую Тантру, или Махаануттара-йогатантру. Она делится на отцовские, материнские и недвойственные Тантры. Здесь нужно понять, в чем суть практики стадий порождения (керим) и завершения (дзогрим). Чтобы заниматься этими практиками, необходимо получить тантрическое посвящение. Нужно также узнать, какую подготовку следует пройти для того, чтобы иметь право на получение такого посвящения.
Если Вы теоретически изучите все эти этапы, то, можно сказать, у Вас будет общее представление обо всем пути к просветлению. На основе такого понимания Вам нужно будет начать практику с развития преданности Учителю. Обет Прибежища Вы можете принять только от духовного наставника, без устной передачи Прибежище принять невозможно.
Я желаю Вам успеха в практике.