С чего начать практику? Какие мантры лучше всего читать? Какие медитации дадут наибольшую пользу? Можно ли прямо сейчас начинать делать нендро?

Данные о себе
Имя: 
Павел
Город: 
Москва, Зеленоград

Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей! 21 апреля я впервые присутствовал на Вашей лекции, где Вы давали, в том числе, передачу обета Прибежища и разрешение на чтение отдельных мантр. Очень благодарен Вам за превосходный урок Дхармы, который Вы преподали. Прошу у Вас совета. У меня есть возможность посещать Московский Центр Ламы Цонкапы только раз в неделю. Я около года читал различные буддийские книги, пока не понял, что этого недостаточно для духовного развития. Пожалуйста, дайте мне наставления по практике. С чего начать? Какие мантры лучше всего читать ежедневно в начале моей практики? Какие медитации дадут наибольшую пользу? Можно ли прямо сейчас начинать делать нендро (предварительные практики)?
Ответ: Я очень рад, что ваш ум обратился к Дхарме, и также счастлив, что некоторые из моих учений принесли вам пользу. Когда у вас зарождается подобное вдохновение к практике Дхармы, очень важно поддерживать его в себе. Что касается вашей практики, очень важно делать ее регулярно, изо дня в день. Старайтесь каждый день читать молитвы, которые переведены на русский язык, и во время их чтения сначала развивайте в себе правильную мотивацию. Эта мотивация должна быть связана с заботой об обретении счастья в будущей жизни, либо с желанием освободиться от сансары, либо (высший уровень мотивации) с желанием принести благо и счастье всем живым существам. С такой мотивацией читайте молитвы, и тогда ваша жизнь обретет больше смысла. Во время этой молитвы поддерживайте в себе позитивный настрой ума. Для порождения добросердечия и бодхичитты крайне важно накапливать благие заслуги. Поэтому когда вы читаете молитвы или мантры, вы должны делать это для накопления заслуг. Помните, что заслуги являются причиной нашего счастья, и чем больше у нас заслуг, тем больше мы будем счастливы. Тогда мы сможем сделать счастливыми и других. Итак, в первую очередь вы должны делать упор на накоплении благих заслуг ради счастья всех живых существ.
     Кроме того, во время практики вы должны обращать внимание на очищение негативной кармы. Вы должны понимать, что причиной наших страданий служит наша негативная карма. Поэтому, раз мы не хотим страдать, нам следует уменьшать, или очищать, свою негативную карму. Вы должны считать негативную карму ядом, попавшим в ваш организм, и почувствовать сильное сожаление о всех своих неблагих действиях, совершенных в прошлом. Затем приступайте к чтению мантры Ваджрасаттвы и визуализации Ваджрасаттвы, представляя, что из его сердца исходят свет и нектар, наполняющие ваше тело и очищающие вас от всей негативной кармы тела, речи и ума. Подобная практика также очень важна.
     Итак, основными вашими практиками должны быть накопление заслуг и очищение негативной кармы. Делайте их каждый день.
     Кроме того, каждый день следите за поступками, которые вы совершаете телом, речью или умом. Если вы кому-то вредите своими движениями, своим телом, остановите, удержите себя от этого действия. То же самое с действиями речи и ума. Скажите себе: «С безначальных времен и поныне, из-за совершения неблагих действий телом, речью и умом, я и сам был несчастен, и приносил несчастье другим. На этот раз я родился человеком и узнал о Дхарме, поэтому должен измениться в лучшую сторону. Если я не в состоянии помогать другим, я, по крайней мере, не должен вредить ни одному живому существу». С такими мыслями, такой мотивацией, старайтесь совершать как можно больше чистых действий телом, речью и умом и не позволяйте себе совершать негативные поступки. Это неформальная повседневная практика.
     Вечером, перед сном, также немного позанимайтесь практикой, например, почитайте мантры, и посвятите все накопленные за день заслуги счастью всех живых существ. В буддизме считается, что, если мы не посвящаем свои заслуги, то они могут очень быстро истощиться. Это все равно что выставить стакан воды на солнце: вода очень быстро испарится. Если же вы посвящаете свои заслуги, то это подобно тому, как стакан воды вылить в океан: эта вода останется в нем до тех пор, пока существует океан. Поэтому вечером очень важно все совершенные за день добродетели посвящать достижению состояния будды ради блага всех живых существ. Тогда те заслуги, что вы накапливаете, принесут больший результат. Когда такие заслуги, созданные с мотивацией бодхичитты и посвященные достижению просветления, принесут результат, этот результат будет подобен дереву, исполняющему все желания. Такое дерево будет плодоносить постоянно, вплоть до достижения вами состояния будды. Но любая другая позитивная карма, которая не была мотивирована бодхичиттой и не была посвящена просветлению, подобна банановому дереву: как только оно принесет плоды, то увянет и засохнет. Это помнить очень важно.
     Что касается мантр, то вначале больше читайте мантру Авалокитешвары — мантру сострадания, а также мантру Тары, которая устраняет все препятствия в вашей практике Дхармы. Старайтесь каждый день читать эти две мантры как минимум по 100 раз и даже больше — по 300 раз. Возьмите на себя обязательство читать эти мантры ежедневно по одному кругу на четках (то есть по 108 раз).
     Что касается практики нендро, то, если сможете, в будущем постарайтесь сделать нендро Прибежища, то есть прочесть мантру Прибежища 100 тысяч раз с соответствующей визуализацией. Это сущностная, основополагающая практика.
     Кроме того, очень полезно сделать нендро Ваджрасаттвы и Гуру-Йоги (по 100 тысяч раз прочесть мантры Ваджрасаттвы и Мигцема). Если вы молоды и здоровы, также постарайтесь в будущем сделать 100 тысяч простираний.
     Я желаю вам всего наилучшего в вашей практике Дхармы.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа