Что такое ясный свет? Является ли это понятие синонимом алаявиджняны?
Вопрос: Досточтимый Геше-ла, объясните, пожалуйста, что такое ясный свет. Является ли это понятие синонимом алаявиджняны?
Ответ: Понятие алаявиджняна относится к философской школе Читтаматра, согласно которой, существуют восемь видов первичного ума. В Мадхьямике Прасангике — высшей философской школе буддизма — перечислены шесть видов первичного ума (пять чувственных сознаний и ментальное сознание). В дополнение к ним в Читтаматре говорится о так называемом «омраченном уме» (клиштаманас), а также об алаявиджняне — «уме-основе-всего», в котором откладываются все кармические отпечатки и которое переходит из жизни в жизнь. Мадхьямика Прасангика не признает понятие алаявиджняны — ума, который не может существовать вплоть до самого состояния будды (алаявиджняна, как утверждают читтаматрины, существует до восьмого бхуми, а затем трансформируется в «сознание плода» — випакавиджняна). По мнению прасангиков, кармические отпечатки хранятся в так называемом «простом «я», или, точнее, в ясном свете ума — наитончайшем сознании, которое существует с безначальных времен и будет существовать до достижения состояния будды. Прасангики считают, что понятие алаявиджняны было введено читтаматринами, следующими Асанге, специально для того, чтобы как-то обосновать непрерывность потока сознания в периоды глубокого сна, медитативного равновесия и др., когда шесть первичных видов ума не функционируют. Поскольку в эти периоды наитончайшее сознание, носитель всех кармических семян, сохраняется, прасангикам нет необходимости вводить в свою философскую систему отдельное понятие алаявиджняны.
Таково, в самых общих чертах, различие между алаявиджняной и ясным светом ума. В этой связи можно было бы упомянуть еще о некоторых тонкостях, связанных с философскими диспутами, но об этом — в другой раз.