Опишите, пожалуйста, "пять путей" и их составляющие — бхуми, вершины и т. д.
Вопрос: Огромное спасибо за то, что Вы даете Учение!! Прошу Вас, если Вы найдете время и сочтете это полезным, опишите, пожалуйста, "пять путей" и их составляющие — бхуми, вершины и т.д. К сожалению, в русскоязычной литературе я не смог найти подробного, и, главное, полного, их разъяснения, а из отрывочных данных трудно составить полную общую картину того, что практикуется на каждом из подуровней пяти путей, как практикуется, и что достигается.
Ответ: В буддизме есть две колесницы — Хинаяна и Махаяна. На путь Хинаяны вступают те, кто стремится к собственному освобождению от сансары, то есть от круговорота перерождений под властью омрачений. Они видят, что в этом бесконтрольном круговороте рождений нет истинного счастья, и стремятся освободиться от него. Для таких людей, стремящихся к собственному освобождению, Будда указал путь Хинаяны. В Хинаяне, так же, как и в Махаяне, различают пять путей — путь накопления, путь подготовки, путь видения, путь медитации и путь больше-не-учения.
Для того, чтобы вступить на первый путь Хинаяны — путь накопления — нобходимо породить в себе отречение. Отречение — это рожденное пониманием природы сансары постоянное и непроизвольное желание достичь освобождения. Как только вы слышите слово «сансара», у вас мгновенно появляется желание: «Да буду я свободен от сансары!» Это чувство называется отречением, и возникает оно на основе постижения Четырех Благородных Истин с помощью шаматхи. Когда у вас породится отречение, вы вступите на первый путь — путь накопления.
Махаяна, с другой стороны, это путь для тех, кто не только хочет сам освободиться от сансары, но и стремится помочь всем живым существам избавиться от страданий. С этой целью такой практик стремится к достижению состояния будды. Этот путь — путь Махаяны.
Для того, чтобы вступить на первый путь Махаяны — путь накопления — одного отречения недостаточно. Помимо этого, у вас должна быть бодхичитта. Сначала с сильным отречением от сансары вы порождаете в себе желание освободиться от сансары. Затем, беря в качестве примера свои страдания, вы постигаете, как другие живые существа страдают в сансаре. И у вас возникает невыносимое сострадание к ним: «Пусть все живые существа будут свободны от сансары!» Вы задумываетесь: «Как лучше всего освободить их от сансары?» И понимаете, что единственный способ для вас помочь всем живым существам — это самому достичь состояния будды ради их блага. Когда у вас породится подобное желание, желание стать буддой ради блага всех живых существ, у вас породится бодхичитта. С порождением драгоценного ума бодхичитты вы вступите на первый путь Махаяны — путь накопления. На этом пути вам нужно больше стремиться к накоплению заслуг, поэтому он и называется путем накопления.
Второй путь Махаяны называется путем подготовки. На нем вы готовитесь к прямому познанию пустоты, поэтому он так и называется. Различие между пятью путями в Хинаяне и Махаяне только одно — в Хинаяне практик проходит все те же этапы, но без бодхичитты. И конечным результатом в Хинаняне является не полное состояние будды, как в Махаяне, а освобождение от сансары, или нирвана архата. Сколько бы практик Хинаяны ни медитировал на пустоту, он не сможет достичь состояния будды, потому что у него нет бодхичитты. Итак, именно бодхичитта — это семя состояния будды.
Как достичь пути подготовки? После порождения отречения и бодхичитты вы посредством шаматхи медитируете на пустоту. Вы выполняете аналитическую медитацию на пустоту, выявляя в процессе анализа пустоту от самобытия «я» и феноменов. Благодаря этой аналитической медитации, основанной на шаматхе, в вашем уме рождается великая безмятежность, и у вас развивается особое проникновение в суть вещей, иначе говоря, випашьяна, или концептуальное постижение пустоты от самобытия. Подобное чувство называется союзом шаматхи и випашьяны. Достижение випашьяны означает, что посредством анлитической медитации вы обретаете великую безмятежность и убежденность в объекте вывода вашей медитации. Без шаматхи достичь випашьяны невозможно.
Итак, когда вы концептуально постигаете пустоту с помощью союза шаматхи и випашьяны, то тем самым вступаете на путь подготовки. На пути подготовки различают четыре уровня. Первый называется «жар». Жар — это знак, указывающий на то, что вот-вот появится огонь. Точно так же в этом контексте «жар» — это знак того, что скоро вы обретете прямое познание пустоты. На этом уровне у вас уже есть концептуальное познание пустоты, но ему еще недостает ясности. Следующий уровень называется «вершина». Название означает, что ваш познание пустоты достигает все новых высот. На пути подготовки вы должны постоянно медитировать на пустоту. Несмотря на то, что у вас еще нет ее прямого познания, вы находитесь в процессе постоянной подготовки к нему, совершенствования своего видения абсолютной реальности. Третий уровень называется «терпение». Это означает, что на данном этапе ваше познание пустоты настолько высоко, что оно полностью избавляет вас от опасности рождения в низших мирах. «Терпение» в этом контексте означает «нерушимость», «непоколебимость». Ваш ум уже настолько непоколебим, что для вас становится невозможным рождение в низших мирах. Четвертый уровень пути подготовки — это «высшая дхарма». То есть, это высшая из всех мирских дхарм. До достижения пути видения все называется «мирским». После достижения пути видения все становится «немирским». Итак, этот уровень — высший из мирских, потому что является последним мгновением пути подготовки. За этим мгновением непосредственно следует прямое познание пустоты. Ваше постижение пустоты является уже почти непосредственным видением, однако таковым его назвать еще нельзя.
Когда же вы обретаете прямое познание пустоты, то видите абсолютную реальность так же, как сейчас — эту чашку. Она становится для вас столь же очевидна, и ваше восприятие ее лишается малейших следов умопостроений. Тогда вы переходите на третий путь — путь видения и становитесь арьей, или высшим существом. Этот путь также совпадает с первым из десяти бхуми бодхисаттвы. Путь видения длится ровно одно мгновение, а уже в следующий момент прямого познания пустоты вы переходите на путь медитации. А на пути медитации вы проходите остальные девять бхуми, вплоть до последнего — десятого. С точки зрения Мадхьямики Прасангики, до седьмого бхуми вы не можете полностью очистить свой ум от омрачений. На седьмом бхуми вы полностью устраняете из сознания все клеши, или омрачения, и тогда переходите на восьмой бхуми. Восьмой, девятый и десятый бхуми называются «тремя чистыми бхуми». На этих трех последних уровнях практикующий занимается исключительно очищением своего ума от препятствий всеведению. Омрачения делятся на два вида. Первый вид — это омрачения, приносящие страдания, или обычные для нас омрачения ума (клеши) — гнев, зависть, неведение, привязанность. Они мешают нам освободиться от сансары. Второй вид омрачений — это так называемые препятствия всеведению, мешающие нам достичь всеведения, или, иными словами, полного состояния будды. Их можно сравнить с запахом чеснока в чашке, из которой уже вынули чеснок. Подобным же образом, следы или отпечатки омрачений в нашем сознании называют препятствиями всеведению. Они мешают нам постичь все феномены.
Итак, на последних трех бхуми практикующий продолжает медитировать на пустоту, накапливает заслуги и очищает ум от факторов, препятствующих всеведению. Когда же на десятом бхуми он устранит самые тончайшие препятствия, то обретет конечный плод пути, называемый состоянием будды. В общем, следующий этап после десятого бхуми — это состояние будды. Это же классифицируется как пятый путь, или путь более-не-учения.
Несмотря на то, что пять путей в Хинаяне очень похожи на пять путей в Махаяне, в них не говорится о десяти бхуми. Когда практик Хинаяны полностью устраняет из ума все омрачения, то достигает архатства. Состояние архата соответствует пятому пути Хинаяны — пути более-не-учения. Но у архата не устранены все факторы, препятствующие всеведению, у него нет бодхичитты, поэтому он не может достичь состояния будды. Чтобы достичь полного просветления, ему в дальнейшем придется также пройти и все этапы пути Махаяны. В связи с этим представляется более практичным сразу, с самого начала, зародить в себе отречение и бодхичитту и вступить на пять путей Махаяны, которые включают в себя и пути Хинаяны.
Итак, как видите, основные аспекты буддийской практики — это отречение, бодхичитта и мудрость, постигающая пустоту. А почему тантра считается быстрым путем? Она сочетает в себе вышеупомянутые три основы пути, а также включает в себя уникальные методы — познание наитончайшего ума ясного света и йогу божества. Эти методы значительно сокращают путь к просветлению. Посредством йоги божества значительно быстрее накапливаются заслуги, а использование в практике ума ясного света гораздо быстрее устраняет омрачения.