Что нужно для того, чтобы социальные и интеллектуальные усилия не нарушали покоя ума, с другой стороны, чтобы покой ума не препятствовал решительным действиям?

Данные о себе
Имя: 
Максим
Город: 
Киев

Вопрос: Уважаемый Геше-ла! Хотелось бы попросить у Вас ответа на вопрос касательно состояния после практики шаматхи. Я достаточно долгое время практикую шаматху, однако неоднозначным остается момент поведения после практики.
Мой ум успокаивается и совершенно равностно воспринимает всё окружающее, однако есть факторы (социальные и профессиональные), которые требуют от меня усилий как интеллектуальных так и социальных. Эта необходимость прилагать усилия для принятия сложных решений нарушает покой ума и вызывает такие эмоции как ревность и гнев, так как в спокойном состоянии ума я решаю поставленные задачи медленно и неэффективно. Отсюда возникают вышеперечисленные эмоции, которые как бы стимулируют и подгоняют мой ум. Я несколько знаком с тантрой и знаю, что гнев и ревность могут превратиться в ясность и правильную решительность, которые и обеспечат безошибочность решения.
Мой вопрос состоит в следующем. Что нужно для того, чтобы социальные и интеллектуальные усилия не нарушали покоя ума, и при этом не терять способности к решительным действиям? Потому как необходимость прилагать усилия выводит мой ум из спокойного состояния.
Для меня, и зависящих от меня людей это очень важно. Заранее спасибо!

Ответ: Цель шаматхи — в последующем развитии випашьяны на ее основе. Простой ясности и безмятежности ума недостаточно. Но на основе этого ясного ума можно развить випашьяну, то есть мудрость, а также множество благих качеств ума — любовь, сострадание, отречение… Если вы просто пребываете в покое и умиротворении, то ничем не отличаетесь от небуддийских практиков. Постоянное пребывание в покое делает вас пассивным, и вы не способны ни помогать другим, ни выполнять свои социальные обязанности… Но это не означает, что для того, чтобы выполнять свои повседневные дела, вы должны использовать негативные эмоции, такие как гнев, ревность, и прочее. В них действительно есть какая-то сила, но в конечном итоге они причиняют вам больше вреда, чем приносят пользы. Кроме того, в настоящее время вы не способны превращать в духовный путь гнев и ревность — это очень трудно. Если вы не умеете превращать яд в лекарство, лучше и не пытаться, потому что для вас этот яд останется ядом и причинит больше вреда. Вы будете считать этот яд лекарством, но он останется ядом…
Итак, для вас самое лучшее — это продолжать заниматься шаматхой для развития ясности и покоя ума, но при этом также заниматься и аналитической медитацией. Иными словами, не позволяйте своему уму пребывать в пассивном покое — используйте его для порождения любви, сострадания, позитивных эмоций… Когда вы порождаете такие благие качества, тем самым вы порождаете силу, которую затем можете направить на помощь близким и друзьям. Так вы будете подпитываться позитивным топливом вместо топлива негативных эмоций. Нам нужно жить в этом мире и заниматься мирскими делами, это верно, но методы, котрыми мы пользуемся, должны быть позитивными. Негативные эмоции и методы могут помочь вам достичь каких-то временных целей, но также и могут причинить больше вреда. Позитивные эмоции и позитивные методы так же способны принести вам желаемое, но не так легко, как негативные эмоции и методы. Это займет время, но в долгосрочной перспективе это себя оправдает. Итак, вместо того, чтобы прибегать к ревности и другим подобным эмоциям, используйте эмоцию любви. Используйте сострадание, чтобы помогать своим родственникам, и так далее. Зарабатывая деньги, думайте о том, что они нужны вам для продолжения своей практики Дхармы, заботьтесь о процветании своей фирмы, думая о благе людей, которые в ней работают… Тогда вашей движущей силой неизменно будут хорошие эмоции, вашей мотивацией будет забота о других… Итак, советую вам заниматься не только шаматхой, но и медитировать на Ламрим. Если вы осознаете драгоценность человеческой жизни, у вас появится энтузиазм, и вы станете очень активны. Если же вы медитируете только на безмятежность — шаматху, то это сделает ваш ум пассивным.
Но в том случае, когда вы уходите в затворничество по шаматхе, то это совершенно другое дело — тогда нужно заниматься только шаматхой, и больше ничем. Тогда, если вы имеете хорошее представление обо всех стадиях шаматхи, ваш ум также не будет пассивен. Вы будете стремиться к переходу от одной стадии к другой. Для такой интенсивной медитации крайне необходимы все подробные инструкции по шаматхе — о шести силах, и так далее. А иначе вам будет казаться, что вы развиваете шаматху, но вместо этого вы будете просто углубляться к неконцептуальную медитацию. И никакого прогресса у вас не будет… У вас будет появляться какое-то чувство покоя, вызванное безмыслием, но это еще не означает настоящего покоя.
Итак, во-первых, вам нужно основательно изучить тексты о правильном развитии шаматхи. Во-вторых, в повседневной жизни не занимайтесь только одной шаматхой — также медитируйте на драгоценность человеческой жизни, непостоянство и смерть и другие темы Ламрима. Порождайте в себе позитивные эмоции и старайтесь принимать решения, руководствуясь ими. Тогда вы будете достигать своих мирских целей, и при этом ваш ум останется спокойным и умиротворенным. Сколько бы вы ни порождали в себе позитивные эмоции, они неизменно будут приносить вам покой. Негативные же эмоции повысят вашу активность, но в итоге принесут вам больше проблем и страданий. Поэтому никогда не прибегайте к помощи негативных эмоций — они вам не помогут.
Когда в тантре идет речь о преобразовании гнева и привязанности в путь, это совершенно другое. Обычные, свойственные нам привязанность и гнев сами по себе не могут быть превращены в путь. Если мотивацией для гнева служит сострадание, и при этом наличествуют еще некоторые факторы, такие как тантрическая визуализация, практика высокого уровня, тогда это возможно… Но и даже тогда это осуществить нелегко. Поэтому никогда не применяйте негативные эмоции, думая, что их можно превратить в путь тантры — это неверно… Поймите, что достичь этого очень трудно. Желаю вам всего наилучшего!
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа