Учение по семи пунктам причин и следствию для порождения бодхичитты
В подмосковном пансионате «Снегири» с 19 по 21 апреля 2024 г. прошёл ретрит по тренировке ума. Это ежегодное значимое для слушателей буддийского Учения событие стало возможным благодаря Трижды доброму Учителю Геше Джампа Тинлею.
Для того, чтобы Учение, которое мы слушаем, стало полезно для нас, Учитель напоминает что Дхарму необходимо получать с мотивацией избежать низших перерождений, с мотивацией обрести перерождение в высших мирах, с мотивацией полностью избавиться от болезни омрачений и с мотивацией достичь состояния будды во благо всех живых существ.
«В восьмой главе текста Абисамаяаланкара Будда Майтрея говорит, что есть Дхармакая, которая даже не передает учения, но когда у какого-то живого существа порождается хотя бы одно позитивное состояние ума, это происходит благодаря такому условию, как Дхармакая. Если при миллионе негативных отпечатков кармы проявляется единственный позитивный отпечаток, это происходит также благодаря воздействию условия Дхармакаи. И это чудо. Недавно, когда я узнал о таком влиянии Дхармакаи, то в глубине сердца я породил ещё более сильное желание достичь состояния будды. Это станет невероятно благотворным для всех живых существ».
Это наша сила и наша цель.
На ретрите мы получили учение о воззрениях буддийской философии с точки зрения основы, пути и результата.
«В представлении основы, пути и результата подробно рассматриваются четыре великие печати, которые являются окончательными заключениями Учения Будды.
1. Все производное непостоянно - это, то что уменьшает определенное омрачение.
2. Все загрязненные объекты имеют природу страданий - это тоже уменьшает одно из условий для омрачений.
3. Все феномены пусты от самобытия. В этом случае вы королю ставите мат. Что произойдет после этого? Результат.
4. Нирвана - это покой. Ум свободный от омрачений - это самое здоровое состояние ума. И вы будете счастливы и все вокруг тоже будут счастливы.
Четыре благородные истины мы открываем на основе относительной истины. И на основе относительной и абсолютной истин мы с вами развиваем метод и мудрость.
Первый общий метод для Хинаяны и Махаяны — это отречение. Второй метод — бодхичитта. Сначала вы развиваете великое сострадание. Без великого сострадания вы не сможете развить бодхичитту, а без бодхичитты даже если вы обретете прямое познание пустоты, оно не приведёт к состоянию будды, а даст только состояние освобождения».
Начиная с четвертой лекции Учитель подробно передал наставления о бодхичитте и семи пунктах причины и следствия.
«Чтобы развить бодхичитту очень важен такой фундамент, как равностный ум. Если вы сразу начнёте размышлять, что все живые существа были вашими матерями, эффекта это не принесёт. Не должно быть такого деления: это мой друг, это мой враг, это посторонний, это земляк. Все одинаково добрые живые существа. И все имеют одинаковые чувства: все хотят счастья и никто не хочет страдать. Равностный ум — это одно из качеств Будды, благодаря которому он является надежным объектом принятия прибежища.
Когда вы порождаете бодхичитту, это спонтанно осуществит все ваши временные и долговременные желания. Лучший способ порадовать всех будд и божеств — это порождение бодхичитты. Когда вы порождаете бодхичитту, то все будды и божества видят в вас новорождённых принца или принцессу».
Это невероятные преимущества бодхичитты.
Геше-ла подчеркнул, что для порождения бодхичитты доброта играет ключевую роль, и сказал, что наша связь «учитель-ученик» происходит именно благодаря доброте.
«Если вы хотите решить проблемы — порождайте доброе состояние ума. Если вы хотите осуществить свои желания, порождайте доброе состояние ума. И это должно быть желанием помогать другим, а не для того, чтобы ваше эго наслаждалось. Никогда не развивайте таких эгоистичных желаний. Это яд.
Всегда желайте: пусть ваш потенциал возрастает для того, чтобы вы могли приносить большее благо другим живым существам, а не для того, чтобы вы сами стали более могущественными людьми. Я молюсь таким образом.
Если кто-то действительно добр и побуждаемый добротой передаёт такое Учение, то невозможно, чтобы оно не тронуло ваше сердце».
Главные послания Учителя на ретрите — породить решимость развивать бодхичитту, применять полученные знания в повседневной жизни, сделать свой образ мышления шире, видеть далёкую перспективу из жизни в жизнь.
«Шантидева говорил, что иметь такую драгоценную человеческую жизнь и при этом теряться полностью в одной этой жизни и не практиковать Дхарму — это самая большая глупость, нет потери больше этой».
Сердечно благодарим Учителя за бесценную Дхарму. Желаем долгих лет жизни! Пусть учение Будды процветает и приносит благо всем живым существам!