Имеет ли смысл в один день проводить аналитические медитации на несколько разных тем? Какой срок наиболее практичен для медитации на каждую из тем?
Вопрос: Уважаемый Геше-ла, имеет ли смысл в один день проводить аналитические медитации на несколько разных тем, или лучше на одну тему несколько раз? И какой срок будет более практичен для каждой темы — неделя, две, три?
Ответ: Лучше всего медитировать на одну тему Ламрима в течение определенного периода времени. Например, неделю медитируйте только на тему преданности учителю — столько, сколько сможете заниматься этим в течение дня. Следующую неделю посвятите медитации на драгоценность человеческой жизни. Затем столько же медитируйте о непостоянстве и смерти, после этого о Прибежище, и, наконец, о карме. Когда Вы закончите весь этот цикл, начните его снова. Тогда интерес к этим темам у Вас возрастет. Таким образом, в течение первой недели своих медитаций Вы культивируете одно чувство, затем, в течение последующей недели, — другое чувство, и так далее. Если Вы будете ежедневно размышлять над всеми темами Ламрима, у Вас не возникнет никакого чувства. С другой стороны, однонаправленная медитация над каждой темой в течение длительного времени Вам вскоре наскучит. Так что для нашего менталитета более всего подходит медитация на одну тему в течение непродолжительного периода времени. Самое главное — чтобы она тронула наш ум, чтобы в нем что-то всколыхнулось. Поэтому нам следует чередовать размышление на этими пятью темами — преданности Учителю, драгоценности человеческой жизни, непостоянства и смерти, Прибежища и кармы. Затем Вы можете неделю медитировать о Четырех Благородных Истинах. Следующую неделю медитируйте на бодхичитту...
Подобный способ медитации очень вдохновит Вас, он принесет Вам большую пользу. Кроме того, если после аналитической медитации Вы будете выполнять ежедневную практику, она будет более эффективной, будет сопровождаться каким-то чувством. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению ежедневного обязательства по практике, старайтесь заниматься аналитической медитацией. Итак, самое главное — это качество практики, а не ее количество. Пять, десять минут — сколько бы Вы ни занимались медитацией, она должна тронуть Ваше сердце. И тогда, если практика будет выполняться с этим чувством, она будет весьма действенной.
В начале практики Вам нужно развить в себе правильную мотивацию. А в конце посвятить все заслуги от практики счастью всех живых существ. Эти два момента очень важны. Именно эти два условия определяют эффективность практики. Если с правильной мотивацией Вы сделаете какую-то маленькую практику, а в конце посвятите все заслуги от нее достижению состояния будды ради блага всех живых существ, то Ваша пятиминутная практика станет накоплением бриллиантов. А если в начале у Вас неверная мотивация, а в конце практики Вы неверно посвятили заслуги, то, даже если Вы медитировали пять часов без остановки, Ваша практика будет подобна накоплению бутылок и стаканов — то есть, пустому занятию. Итак, никогда не забывайте об этих двух условиях, важность которых не раз подчеркивал в своих трудах лама Цонкапа.