Интервью Геше Тинлея для Ларисы Бочановой (информ. центр министерства культуры Республики Бурятия)
Анонс:
Доктор буддийской философии Геше Джампа Тинлей о науке, буддизме и предстоящей конференции в Бурятии с участием Его Святейшества Далай Ламы XIV.
Или:
«НАУКА И БУДДИЗМ: диалог и взаимодействие в современном мире» — конференция под таким названием состоится в сентябре 2009 года в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Среди приглашённых – духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира, Его Святейшество Далай Лама XIV.
За долгую историю развития гуманитарных исследований Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН стал одним из основных центров востоковедения не только в нашей стране, но и за рубежом. Научные работы по буддийской философии, истории и культуры народов Бурятии, а также сопредельных территорий Сибири, Монголии, Тибета и Китая внесли значительный вклад в мировую науку. Являясь одним из крупнейших в мире фондов тибетских и монгольских книг, рукописей и ксилографов, Институт привлекает к себе внимание исследователей всего мира и даёт основу для более тесного сотрудничества. Намеченная на сентябрь 2009 года конференция «Наука и буддизм» пройдёт с участием самых разных учёных, религиозных и общественных деятелей. Среди приглашённых – духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира, Его Святейшество Далай Лама XIV.
Подробнее о предстоящем визите, конференции, о науке и буддизме в интервью с Геше Джампа Тинлеем – первым официальным представителем Далай Ламы в России.
Наша справка: Досточтимый Геше Джампа Тинлей родился в 1962 году, в Майсуре (Индия). Окончив школу для тибетских беженцев, Центральный институт высших тибетологических исследований в Варанаси (Северная Индия), где получил степень бакалавра философии, тибетского и английского языков, санскрита и философских наук. В монастыре Сера (Южная Индия) сдал экзамен на звание геше – доктора буддийской философии.
С 1984 года в течение пяти лет работал переводчиком в Новой Зеландии, затем принял посвящение в духовный сан и стал монахом.
В 1993 году, после трёхгодичного затворничества в Гималаях, по желанию Его Святейшества Далай Ламы отправился в Россию, чтобы занять пост духовного представителя Его Святейшества. Под его началом во многих российских городах и традиционно буддийских регионах страны (Калмыкия, Алтай, Тува, Бурятия) действуют буддийские центры.
В 2005 году Геше Джампа Тинлей снял монашеские обеты. Женат. Есть дочь.
Несмотря на то, что Геше Тинлей не является монахом, он остается Ламой, Учителем многих российских буддистов. С его благословения созданы девятнадцать ныне активно действующих в России буддийских центров, а также Российско-монгольский буддийский культурный центр в Монголии.
Досточтимый Геше Тинлей проводит лето и часть осени в Улан-Удэ, в своей резиденции. Там и состоялась наша встреча с ним.
- Геше ла, на Ваш взгляд, что есть общего между буддизмом и современной наукой?
У буддизма и науки очень много общих корней. Буддизм сам в некоторой степени является наукой. Когда Будда давал Учение, он говорил: «Не верьте всему тому, что я говорю только потому, что это говорю я. Вы должны опытным путём сами всё проверить. Вы должны сами исследовать, размышлять и удостовериться, говорю ли я правду».
Буддизм не догма, он ищет истину. И наука тоже не догма, она тоже ищет истину. И сегодня очень часто и буддизм и наука открывает одни и те же истины.
Его Святейшество заинтересован в научном подходе. Уже в течение 15 лет он встречается с разными учёными, и они обсуждают научные открытия в области физики, квантовой механики, космологии, биологии, психологии, психотерапии, генетики, медицины… и это оказывается полезным для очень многих людей. Они убеждаются в том, что научный взгляд и буддийская точка зрения очень схожи.
Например, буддизм говорит о том, что позитивное состояние ума полезно для человека и его здоровья. Наука, после того как она экспериментально исследовала этот вопрос, утверждает то же самое. И этот результат оказался очень полезным для науки. Наука не видела силу любви, она даже не верила в её существование, а после таких экспериментов она убедилась в её могуществе. Это всего лишь один маленький пример, а таких примеров очень много.
- Сегодня много говорят о финансовом кризисе и причинах его возникновения. Какова позиция буддизма в отношении происходящего?
С буддийской точки зрения существует много факторов для возникновения любого кризиса, и экономического в том числе. Основная причина экономического кризиса в мире заключается в том, что люди очень жадны. Им недостаточно того, что они имеют, они хотят больше и больше. Другая причина в том, что когда люди делают упор на пользе для одного конкретно взятого человека или небольшой группе лиц, то через некоторое время всё приходит в упадок. Мировая экономическая система сегодня очень эгоцентрична. Это подобно тому, как на один камешек мы пытаемся ставить второй третий, и много других. Понятно, что это пирамида неустойчива и скоро разрушится. Пирамида не должна быть перевёрнута вверх ногами.
Экономическая система, которая базируется на пользе для множества людей, где фундаментом является польза для большого количества людей, она будет устойчивой. Когда она функционирует снизу вверх, то польза для тех, кто вверху, придёт сама собой. Если у пирамиды есть такое прочное основание, то она прочно стоит, и не разрушится. А если она перевёрнута вверх ногами, то получается, что её всё время шатает туда-сюда, и в какой-то момент она просто рассыпается.
- И вечный вопрос: что делать? Как буддизм на него отвечает?
Теперь, когда кризис уже случился, люди должны правильно к нему относиться. Правительству следует предпринять шаги для создания новой системы, которая была бы полезна для будущих поколений, и эта система должна базироваться на пользе для большинства. То есть база, основа – это польза для большинства, а не для кучки избранных.
Очень важно уметь удовлетворяться любой прибылью, пусть небольшой, но стабильной. Жадный подход очень неправильный. Сколько бы Вы не имели, Вам будет всё мало и мало, и, в конце концов, Вы однажды всё потеряете.
А со стороны людей во времена кризиса особенно важно быть умственно сильными, ментально сильными. У людей должен быть позитивный настрой, они должны понимать, что после падения всегда следует рост. Они не должны приходить в отчаяние, они должны быть оптимистичными.
С другой стороны, экономический кризис может дать хороший урок. Что сейчас значит кризис? Это значит, что не надо покупать много одежды. Если Вы покупаете меньше одежды, то у Вас меньше мусора будет в доме. Не ешьте в ресторанах, кушайте дома. Это будет не просто более дешёвая пища, но и более здоровая для Вас. И после кризиса люди также поймут, что необходимо откладывать какие-то сбережения на будущее. Если у Вас есть какие-то деньги, то не нужно их тратить сразу все – сберегите немножко. Это мои советы людям Бурятии.
- Насколько реален приезд Далай Ламы в Бурятию и его участие в предстоящей конференции, на Ваш взгляд?
Я не вижу особых препятствий. Я знаю, что со стороны Правительства Российской Федерации нет возражений для приезда Далай Ламы. Когда я услышал, что они не возражают, я был так счастлив… Поэтому сейчас самое оптимальное время для приглашения Его Святейшества в Россию. Он настолько святой человек, что в любое место, куда он приезжает, он привносит в это место гармонию, процветание и для Бурятии было бы очень хорошо принять Его Святейшество и я, как гражданин России, тоже очень хотел бы, чтобы он приехал.
Я чувствую, что визит Далай-Ламы важен не только для Бурятии и традиционно буддийских регионов, но и для всей России. Российские буддисты в течение очень долгого времени находятся в ожидании приезда Его Святейшества. Во все регионы, в которые я приезжаю, особенно в деревнях, первый вопрос, который мне задают бабушки и дедушки: «Когда же мы можем увидеть Его Святейшество?». На протяжении многих лет люди ждут его приезда, ждут возможности видеть своего духовного лидера и в соответствии с основным российским законом — Конституцией РФ, они имеют на это право.
- Ваше личное отношение к Далай –Ламе?
Для меня Его Святейшество – это всё. Он мой духовный наставник, он мой проводник, он моё солнце, от которого я получаю свет мудрости, он моя луна, от которой я получаю доброту... Не только я, но и все тибетцы относятся к нему не просто как к духовному наставнику, а как к нечто большему — как к солнцу, как луне, как к целому миру… И такое отношение не только у тибетцев, но и у многих верующих жителей этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы, особенно у людей старшего поколения.
- Есть определённые силы, которые усматривают в приезде Далай Ламы некую политическую подоплёку, некую угрозу …
Буддизм – это чистая духовность, он никогда не вмешивался в политику других стран. Если бы тибетский буддизм интересовался политикой, то он был бы сильно заинтересован в обращении людей в тибетский буддизм. Вместо этого, Его Святейшество, приезжая в разные страны, всегда говорит: придерживайтесь своей религии, не обращайтесь в тибетский буддизм. Если Вы христианин – будьте хорошим христианином, если Вы мусульманин – будьте хорошим мусульманином.
Если эти силы боятся таких вещей, то им следовало бы больше опасаться христиан-протестантов, они становятся очень активными в Бурятии. По всему миру люди знают, что при экспансии религия может быть инструментом политического влияния. Правительство должно знать, чего следует опасаться, а чего не следует.
Его Святейшества Далай-Лама всегда рассматривал Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию, Тибет как братьев-близнецов. И когда он видит, что буддизм в Бурятии находится в критическом состоянии, то он также как и я, испытывает сильнейшее желание помочь возродить веру не только в храмах, но и в сердцах людей.
В настоящее время Его Святейшество Далай-Лама даже не занимается политическими вопросами, этим занимается премьер-министр Тибетского Правительства. Если бы возникла необходимость поднятия политических вопросов, то их поднимал бы, их обсуждал бы премьер-министр. Его Святейшество по большей части сосредоточен только на духовности. Что касается его политической позиции, он не желает отсоединения Тибета от Китая, он не просит независимости Тибета, и он давно уже выразил эту свою точку зрения во всех СМИ. Мир уже об этом знает.
Сегодня надо понимать, что единственный способ выжить в этом мире – это оставаться с чистыми руками и чистым лицом, уважать друг друга, поддерживать друг друга, только тогда мы сможем выжить. Это касается и отношений Тибета с Китаем.
Наш мир страдает сегодня не только от экономического кризиса. Мир сегодня сотрясают страшные болезни. В настоящее время у нас просто нет выбора, мы должны поддерживать друг друга. Обратите внимание – сегодня происходит очень много природных катастроф, экология ухудшается. Если мы не будем поддерживать и уважать друг друга, то человечество просто не сможет выжить. В настоящее время следует смотреть на происходящее с более глобальной точки зрения. Нам необходимо поддерживать друг друга, мы должны жить в гармонии, у нас нет другого выбора. Тогда и количество естественных природных катастроф будет уменьшаться, количество болезней будет уменьшаться.
Старинные, коренные буддийские тексты говорят о том, что однажды придёт время, когда люди станут эгоистичными, когда они не будут уважать и поддерживать друг друга, что особенно плохо они будут относиться к природе – будут уничтожать леса, загрязнять воду, и по этой причине возникнет очень большое количество болезней, будут происходить природные катастрофы. Сегодня мы это уже наблюдаем в нашей реальности. Поэтому важно жить в гармонии не только с окружающими людьми и живыми существами, но и в гармонии со средой обитания. Не уничтожайте леса! Не загрязняйте воду! Думайте позитивно! И тогда естественным образом наш мир станет лучше. Всё в наших руках.
- То есть согласно буддизму, растущие природные катастрофы — это результат негативных эмоций и мыслей человека?
Это действительно так. Наш мир очень тесно взаимосвязан, намного сильнее, чем мы привыкли думать. И экспериментальная наука сегодня это тоже подтверждает. Если перед негативно мыслящим человеком поставить тарелку с едой, и он будет ругать это еду, то после одного или двух дней она станет чёрной, и запах будет плохим. Если ту же самую пищу поставить перед человеком с положительным зарядом эмоций, то пища останется неизменной в течение нескольких дней, с ней ничего не произойдёт.
Если негативная энергия одного человека может такое делать, то можно себе представить, что может сделать негативная энергия целого города. Если в городе у большинства людей негативные эмоции, то у всех окружающих очень легко возникает усталость, депрессия и болезни. А если большинство людей добры, радостны, то и депрессии нет. Это – правда на все сто процентов, и наука это знает. Сегодня проводятся эксперименты учёных по влиянию состояния ума на воду, как информационную структуру, и результаты широко известны.
- Вы уже более 15 лет являетесь духовным наставником для многих российских буддистов. Как Вы оцениваете их прогресс, их результаты в познании буддизма?
Если посмотреть на эти пятнадцать лет с одной стороны, то это очень хорошо, прогресс есть. Они стали больше понимать Дхарму, появилось больше буддийских центров, всё больше молодёжи приходит и пытается изучать буддийскую философию. С другой стороны, пятнадцать лет – это очень много, и на фоне этого периода этот прогресс кажется маленьким.
- Какой бы Вы совет дали тем людям, которые сегодня нуждаются в психологической и моральной поддержке?
В этой критической ситуации очень важно иметь сильный ум. Вы должны понимать, что взлёты и падения – это природа жизни. Когда жизнь идёт вверх, не будьте слишком возбуждёнными по этому поводу. А когда наступает падение, не впадайте в депрессию слишком сильно. Вы должны понимать, что после подъёма всегда следует падение. И Вы должны понимать, что всегда после падения следует подъём. В настоящий момент Вы внизу и это очень хорошо, потому что впереди Вас ждёт новая вершина. Поэтому будьте оптимистичны, позитивны. Думайте так: над головой у меня есть крыша. На моём теле есть одежда, которая меня согревает, а для моего желудка достаточно пищи. Чего же мне ещё надо? Если у Вас всего этого нет, тогда надо кричать: «кошмар»! В Бурятии люди едят не просто пищу, они едят много очень вкусной пищи. «Кошмар» – это Центральная Африка, у них питьевой воды не хватает, дефицит хлеба. Там можно было говорить «кошмар!», но и там люди находят поводы для радости. Поэтому будьте счастливы иметь то, что у Вас есть!
Интервью Ларисы Бочановой.
Перевод с английского Даримы Кретовой.