Почему Мадхьямика Прасангика утверждает, что все явления зависят от обозначения мыслью, ведь некоторые явления не познаются живыми существами?
Вопрос: Здравствуйте, Геше-ла! От всего сердца благодарю Вас за эту возможность общения с Вами! Хочу попросить Вас рассказать поподробнее о тонком механизме зависимого возникновения. Вопрос следующий. Мадхьямика Прасангика считает, что все явления зависят от обозначения мыслью, т.е. от сознания живых существ. Но среди явлений есть не только явные, но также скрытые и весьма скрытые. И даже среди в незначительной степени скрытых явлений большинство таких, которые недоступны восприятию обычного сознания. Например, сложные микросхемы в полной мере недоступны даже для ума их разработчиков. Да и устройство организма человека или животного доступно лишь для поверхностного изучения. Но как же тогда существуют и функционируют эти явления вне связи с сознанием? Их должно охватывать сознание Будды, но ведь Будда не творец мира, а, следовательно, они должны существовать в связи с обычным сознанием. Но этой связи не наблюдается. В чём же дело?
Ответ: Понятие «зависимость от обозначения мыслью» подразумевает под собой не только зависимость от обычного концептуального сознания. Подобные мысленные обозначения могут давать даже бодхисаттвы высокого уровня. Существует огромное количество бодхисаттв, которые могут воспринимать эти скрытые объекты, а затем давать им наименования. Поэтому мысленные обозначения присваивают не только обычные живые существа. Что касается бодхисаттв на десятом бхуми, то они уже почти обрели всеведение. Они еще не могут познавать все феномены, но уже познают великое множество скрытых явлений. Также они познают вещи с помощью умозаключений — в этом случае они присваивают им мысленные обозначения. Итак, говорится, что все феномены являются объектами либо прямого восприятия, либо умозаключения, либо познания через опору на коренные тексты.