Каким образом познание пустоты вещей может освободить нас от сансары?
Вопрос: Меня уже больше года мучает такой вопрос: каким образом познание пустоты вещей может освободить нас от сансары? Многие люди привязываются не к самим вещам, а к тем чувственным ощущениям, которые дают эти вещи. Например, если человеку, который курит, разъяснить, что сигарета не имеет самосущего существования, и рассказать, из чего эта сигарета состоит до молекулярного уровня, это человека не остановит. Он будет продолжать курить и получать удовольствие, даже зная о вреде курения. Затем он побежит на кухню и будет получать удовольствие от несуществующего в абсолютном смысле кофе, даже зная, что его удовольствие иллюзорно и, по сути, является страданием перемен. Таким образом, он будет так же стремиться к удовольствиям, как и те люди, которые не имеют и понятия, что такое пустота, и проживет свою жизнь, не достигнув никаких реализаций.
Ответ: Одного понимания пустоты недостаточно — оно не освободит вас от сансары. Если вы теоретически понимаете, что сигареты и пища пусты от самобытия, это понимание не поможет вам избавиться от омрачений. Омрачения являются следствием привычки. А привычки прочно укоренились в нашем сознании в силу того, что на протяжении бесчисленного количества жизней мы цеплялись за истинное существование вещей. Из-за этого в нашем уме есть двойственность: деление на друзей и врагов, на приятные и неприятные «мне» объекты. Это вызывает привязанность к одному, отвращение к другому — столько всяких негативных эмоций.
Итак, чтобы на самом деле устранить омрачения, сначала следует развить шаматху, то есть безмятежность ума, с помощью однонаправленной концентрации. На основе этой безмятежности ума вы обретете концептуальное познание пустоты. Это будет большим достижением, но оно все еще не поможет вам победить омрачения — приведенный Вами пример ясно это иллюстрирует. Затем, с помощью шаматхи, ваше концептуальное познание пустоты постепенно перерастет в прямое познание. Прямое постижение пустоты станет мощным противоядием от омрачений, но одного подобного прозрения недостаточно — вы должны снова и снова повторять этот опыт пребывания в медитативном равновесии, чтобы ваш ум привык к нему. Прямое познание пустоты со временем полностью освободит ваш ум от цепляния за самобытие вещей, а также от множества привычек. Сосредоточение на абсолютной реальности будет приносить вашему уму неизъяснимое блаженство, и тогда все остальные ваши интересы пропадут сами собой. Когда вы ощутите на вкус другое, внутреннее счастье, которое дает шаматха и познание пустоты, вас перестанет привлекать все то, что обычные люди ассоциируют с состоянием счастья. Таким образом, ваша привязанность постепенно исчезнет, вместе с цеплянием за истинность явлений. И на восьмом бхуми вы полностью устраните из ума все омрачения-аффекты. Но у вас еще останутся препятствия к всеведению. С помощью дальнейшей медитации, накопления заслуг и бодхичитты вы в конце концов устраните и эти последние препятствия, и тогда ваш ум очистится от самых тонких следов, или отпечатков, омрачений.
А пока вам нужно просто бороться со своими омрачениями — на данном этапе у вас нет настоящего противоядия от них. Дисциплинируйте себя и постарайтесь сменить сферу своих интересов. Как я уже говорил, человек не может прожить без интересов. Нельзя насильно запретить себе заниматься тем, что вас интересует. Для того чтобы избавиться от вредных привычек и увлечений, замените их на другие, менее вредные занятия. А позже, когда вы по-настоящему увлечетесь развитием своего ума, шаматхой и другими медитациями, все ваши прежние привычки уйдут сами собой.