Является ли сострадание одним из качеств состояния будды, или это то, что следует взращивать на духовном пути как средство для достижения этого состояния?

Данные о себе
Имя: 
Дмитрий Курилин
Город: 
Москва

Вопрос: Геше-ла, скажите, пожалуйста, является ли сострадание одним из качеств просветления, состояния будды, или это то, что следует взращивать на духовном пути как средство для достижения этого состояния?

Ответ: Сострадание является одновременно качеством будды, просветленного существа, и средством к достижению просветления. Для нас очень важно развить в себе сострадание для того, чтобы стать буддой. Когда в нас породится это качество — сострадание, мы не только перестанем причинять вред другим, но и станем источником счастья для других.
Что такое сострадание? Это созерцание страдающих живых существ и желание, чтобы они освободились от страданий. Когда мы видим, как страдают живые существа, это становится для нас нестерпимо, и мы начинаем думать: как же мне помочь им избавиться от страданий? Когда подобное чувство: пусть все живые существа освободятся от страданий, и, более того, да сумею я сам освободить их от страданий, возникнет в нашем уме, мы всегда будем готовы помогать другим. Любая мысль, которая возникнет в таком уме, исполненном сострадания, неизменно будет благой, позитивной. Сострадание не может стать причиной возникновения негативных мыслей. Итак, благодаря состраданию наш ум всегда будет позитивен, и мы будем накапливать очень большие заслуги.
Кроме того, сострадание — мощнейший способ очищения негативной кармы. Один лишь миг присутствия в уме чистого сострадания очищает негативную карму, накопленную за многие кальпы. Очистительные практики обретут гораздо большую силу, если вы будете делать их с чувством искреннего сострадания. Поэтому сострадание является крайне важным фактором для практик, связанных с очищением. То же самое касается и практики накопления заслуг. Например, если вы сделаете огромное количество простираний без сострадательной мотивации, это принесет вам какую-то благую карму, но не очень значительную. Если же вы сделаете хотя бы одно простирание, но с сильным состраданием, от всего сердца желая, чтобы это простирание стало причиной освобождения от страданий всех живых существ, то вы накопите столько же заслуг, сколько живых существ. То есть, созданные вами заслуги будут безмерны, неисчислимы.
По словам Чандракирти, вначале сострадание подобно семени — из него произрастает древо просветления. В середине пути сострадание становится деревом, в тени которого могут отдохнуть существа, скитающиеся в сансаре. И в конце оно превращается в древо исполнения всех желаний, древо просветления, которое непрерывно плодоносит и кормит всех живых существ. Итак, сострадание обладает великой мощью в начале, середине и конце пути.
Существуют три уровня сострадания. Первый из них — созерцание страдающих живых существ. Второй уровень — это созерцание страдающих существ с пониманием непостоянства. И третий уровень сострадания связан с созерцанием всех живых существ при познании их пустоты от самобытия. Наше сострадание относится к первому уровню — это просто созерцание живых существ с желанием, чтобы они освободились от страдания. У нас нет ни понимания непостоянства, ни прямого познания пустоты от самобытия.
Что касается Будды, то его сострадание совершенно чисто и свободно от какого бы то ни было цепляния за самобытие. Будда видит, что живые существа пусты от самобытия и чувствует к ним великое сострадание. Этот высший уровень сострадания по-тибетски называется «миг-ме» — сострадание, лишенное объекта. В данном случае под «объектом» следует понимать самосущий объект, самосущих живых существ. Таково высшее сострадание Будды; также подобным состраданием обладают бодхисаттвы высокого уровня.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа