Полный текст пресс-конференции досточтимого Учителя в Калмыкии (27 октября 2010)
Пресс-конференция досточтимого Геше Тинлея в Калмыкии
Сегодня через средства массовой информации Калмыкии в первую очередь я хотел бы адресовать особое тибетское приветствие всем людям Калмыкии – таши делек!
Я уже семнадцать лет передаю учение в Калмыкии. Мы вместе с моими учениками из Калмыкии выполняем коллективную работу. И сейчас я вижу, что буддизм по-настоящему возрождается в Калмыкии и укрепляет свой корень.
У вас сейчас есть очень красивый храм. Такого храма нет в Европе. Жители Тувы, Бурятии, люди всего мира восхищаются этим храмом, который построил ваш бывший президент Кирсан Николаевич. Я надеюсь, что новый глава республики Калмыкия Алексей Орлов, который является хорошим другом Кирсана Николаевича и моим хорошим другом, продолжит ту огромную работу, которая была сделана Кирсаном Николаевичем.
Буддийские республики должны отличаться от других республик нацеленностью не только на материальное развитие, но и на развитие ума, на сохранение богатой культуры и традиций. Именно богатая культура и традиции, сохраненные нашими предками, и являются богатством Калмыкии и источником счастья для ее народа. Поэтому глава республики Калмыкия должен делать упор не только на материальное развитие, но также на развитие ума.
Сейчас, в XXI веке, не только буддисты, но и последователи других религий, а также и атеисты, – все понимают, что одного материального развития людям недостаточно. Если люди имеют здоровый, высокоразвитый ум, то они способны использовать материальное развитие для блага многих людей. А если люди признают только материальные блага, а ум их не развит, то возникает опасность, что они злоупотребят материальным прогрессом, используют его неправильно и создадут множество конфликтов, породят дисгармонию в обществе. В нашем веке это даже не вопрос религиозной принадлежности, это более общий вопрос. Поскольку у всех людей есть и ум, и тело, то, с одной стороны, важно иметь здоровое тело, а с другой – очень важно иметь здоровый ум. Если люди имеют здоровый ум, то, даже не имея большого количества денег, они будут самыми счастливыми людьми в мире. Если ум у людей болен, то, сколько бы у них ни было денег, они будут использовать их неправильно: приобретать на них наркотики, торговать оружием и т. д. Так они будут создавать все больше проблем в обществе.
Поэтому нам, людям Калмыкии, очень повезло: здесь материальное развитие идет рука об руку с развитием ума. Что касается материального развития, вы знаете, что кризис сейчас идет во всем мире, поэтому невозможно, чтобы только Калмыкия имела высокое материальное благосостояние. Я был во множестве других республик России и могу сказать, что в Калмыкии есть много хорошего: у вас очень хорошие дороги, несмотря на мировой кризис. У вас быстро все развивается.
Для развития ума очень важно иметь медитационный центр. Мы с моими учениками общими усилиями приобрели в собственность землю на Байкале – 1 гектар – и начали строить там медитационный центр. В этом году люди из Калмыкии также приезжали туда, и люди из Бурятии подарили калмыкам один дом для медитации. Теперь у калмыков есть собственный дом для медитации на Байкале. Каждый год на этой байкальской земле с 25 июля по 5 августа будут проходить ретриты, семинары по учению Ламрим. Добро пожаловать туда всем жителям Калмыкии! Вы также должны понимать, что территория на Байкале, медитационный центр и дома для медитаций являются общим достоянием всех моих российских учеников. Если у молодого поколения учеников будет достаточно энтузиазма, у них есть шанс интенсивно развивать свой ум в Байкальском медитационном центре.
Наши планы в отношении медитационного центра на Байкале таковы: в ближайшем будущем мы построим там центр для развития ментальной безмятежности, шаматхи. В доме, который предназначен для медитации по развитию шаматхи, ежегодно 10 человек будут заниматься интенсивной медитацией шаматхи в строгом затворничестве в течение шести месяцев. Я стремлюсь к тому, чтобы учение, которое я даю, не оставалось для вас только теорией. Я хочу убедиться на практике, что ваше обучение, которым я занимаюсь уже семнадцать лет, является результативным. И я также хотел бы, чтобы ученые исследовали результаты, которые будут достигнуты теми, кто будет медитировать на шаматху. Необходимы нейрофизиологические исследования их мозга: каковы были научные показатели активности мозга до развития шаматхи, и какие позитивные изменения произошли в результате медитации – после достижения первой стадии шаматхи, второй стадии и т. д. Изменения должны быть, ведь определенно наряду с развитием ума развивается и мозг человека.
В буддизме говорится, что человек использует свой ум всего на три процента. А нейробиологи утверждают то же самое в отношении мозга: человек использует свой мозг лишь на три процента. Они также говорят, что, развивая мозг, можно добиться его использования на пять, шесть процентов и т. д. Использование мозга хотя бы на десять процентов – это уже феноменальный результат. Нейробиологи утверждают, что человек, чей мозг активен на десять процентов, может проявлять различные сверхспособности. А в буддизме утверждается то же самое относительно ума. Если человек научится использовать свой ум на десять процентов, он сможет контролировать внешние объекты, у него появится ясновидение и т. п. Эти люди будут иметь способности, которых не имеют обычные люди.
У людей Калмыкии сейчас имеется достаточная для результативной медитации теоретическая база изучения Дхармы. Я бы хотел выбрать из вас, в особенности из тех представителей молодого поколения, у кого есть хорошая основа, кандидатов для интенсивного развития шаматхи.
Каждый год мы будем выбирать десять человек из моих учеников по всей России, в зависимости от того, насколько хорошую подготовку они провели, насколько хороша их база. Я надеюсь, что в первую группу из десяти практиков шаматхи также попадут ученики из Калмыкии.
В отношении квалификации будущий практик шаматхи должен отвечать определенным требованиям. Помимо хорошей теоретической подготовки и опыта медитаций он должен иметь стабильную психику. Если у человека есть психические отклонения, он не сможет развить шаматху. Буддизм использует научный подход. Люди, у которых появляются всевозможные иллюзии, видения, не смогут развить шаматху. Какие причины вы создаете – такой результат и получаете. В этом отношении развитие ума очень похоже на развитие тела. Так же как на основе беспочвенных фантазий и грез вы не сможете развить свое тело, на основе полетов воображения и иллюзий вы не сможете развить свой ум. Поэтому ум должен быть очень прочным, а также скептичным – мыслить логически и не принимать сразу же все на веру. Тот, кто соглашается с тем или иным утверждением, лишь найдя достаточные логические основания, действительно сможет развить шаматху. Если же, увидев один или два хороших сна, человек уже полагает, что достиг реализации, он упадет, не дойдя до цели.
Те десять человек, которые будут развивать шаматху в Байкальском медитационном центре, освобождаются от платы за свое проживание и питание. Их будут целиком и полностью спонсировать мои ученики. У тех, кто будет медитировать на развитие однонаправленного сосредоточения, должна остаться лишь одна работа – развитие концентрации.
Когда я медитировал в горах, отсутствие элементарных удобств, еды и т. д. по-настоящему мешало мне. В то время я сделал мысленное пожелание о том, чтобы в будущем я смог создать для своих учеников все необходимые условия, и чтобы они не отвлекались на решение вопросов жизнеобеспечения и могли полностью посвятить себя развитию шаматхи. Если, после того как эти десять учеников получат все необходимые наставления и все благоприятные условия, они не смогут развить шаматху, я буду их бить. Какое можно будет найти им оправдание, если при наличии всех благоприятных условий они не сумеют развить однонаправленную концентрацию? Основная причина – лень.
Вот такие новости я хотел сообщить народу Калмыкии. Это наш глобальный проект, который осуществляют, в частности, жители Бурятии, Калмыкии и Тувы, а также члены всех моих российских Дхарма-центров. Вы должны понимать: возрастает или уменьшается в глазах людей ценность буддизма – это во многом зависит от результатов вашей практики. Это примерно так же, как обстоит дело с котировкой валюты в стране. Если золота в стране становится больше, то номинальная стоимость денег возрастает, а если золота становится меньше, то дешевеют и деньги. Если в стране нет никаких запасов золота, то ценность ее валюты падает. То же можно сказать в отношении буддизма. Если просто на словах возвеличивать свою религию, не имея при этом никаких результатов практического осуществления Учения, то ценность буддизма упадет. Поскольку в наше время буддизм существует параллельно с наукой, и между ними идет активный диалог, то очень важно иметь научные доказательства того, что посредством буддийской практики можно на самом деле достичь результатов, о которых говорят великие буддийские мастера прошлого, и что современные люди по-настоящему могут добиться высокого развития ума. На такой основе буддизм не только возродится в Калмыкии, но и по всей России сильно укрепит свои корни. Если буддизм укоренится во всей России, это поможет всем людям в России жить более мирно, спокойно, поскольку буддизм – единственная религия, которая делает упор на пути ненасилия и мира. Эта религия уважает другие религии, а также признает и уважает открытия ученых. Поэтому в будущем буддизм может стать не просто религией, а универсальным знанием для развития ума.
Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Вопрос: В какие сроки официально стартует ваш глобальный проект по поводу десяти учеников?
В настоящий момент у нас есть список, состоящий почти из четырехсот человек, которые хотели бы развивать шаматху. Из Калмыкии отправили имена десяти хорошо подготовленных людей. Сейчас во всех Дхарма-центрах люди занимаются подготовкой к этому проекту, а на будущий год мы начнем строительство дома для развития шаматхи. Возможно, сам проект, то есть полугодовое затворничество по шаматхе, начнется уже через год или через два. В этом проекте по созданию медитационного центра на Байкале также очень помогал бывший глава республики Кирсан Николаевич Илюмжинов. Я хотел бы ему сказать большое спасибо.
Вопрос: Осуществлялись ли подобные проекты в других буддийских центрах, помимо России?
Возможно, я не знаю. Я не могу сказать, что этого нет. Но такого проекта, в рамках которого люди долго готовятся к развитию шаматхи, где уже строится дом со всеми удобствами, и создаются все благоприятные условия, чтобы люди могли развивать шаматху бесплатно, возможно, больше нигде нет. В наше время часто деятельность буддийских центров смешивается с коммерцией. Я имею в виду, что центры не занимаются тем, что не приносит им прибыли. Чтобы получать учение, как правило, нужно платить деньги. Чтобы заниматься медитацией, нужно платить деньги. Это не очень хорошо для возрождения и развития буддизма. По традиции, которая существовала раньше в Тибете, а также и в Калмыкии, учение всегда давалось бесплатно. Если кто-то хотел уйти в ретрит, люди помогали таким практикующим. Здесь не должно быть никаких коммерческих целей.
Я всегда говорю: если люди хотят заниматься бизнесом, они могут иметь чистый бизнес, но если они хотят заниматься духовным развитием, они должны заниматься именно чем-то духовным. В противном случае есть риск из духовности сделать бизнес. Это разрушит буддизм. Лама Цонкапа говорил, что в будущем его учение исчезнет, когда люди слишком сильно заинтересуются деньгами во имя духовных целей. Поэтому духовная область должна быть чисто духовной.
Я еще три дня пробуду в Калмыкии. Сегодня и завтра учение состоится в большом зале Дома правительства. А послезавтра, 29 числа, состоится благословение Белой Тары в Доме профсоюзов, в государственном концертном зале. Пока я здесь, я посвящаю свои тело, речь и ум всем людям Калмыкии, и всем вам добро пожаловать.
Вопрос: Геше-ла, Вы всегда приезжаете к нам в республику в те дни, когда у нас что-то происходит. Самая последняя новость – это то, что Кирсан Николаевич на инаугурации нашего нового главы отказался от предложенного ему поста премьера. И свое решение он мотивировал буддийским принципом, что нельзя ни к чему привязываться, даже к должности. Он хочет заниматься другими задачами. Каковы ваши пожелания, комментарии по этому поводу?
Я слышал о той причине, по которой Кирсан Николаевич не хотел бы занимать пост премьер-министра. Поскольку должность главы республики Дмитрий Медведев предложил Алексею Орлову, Кирсан Николаевич сказал, что хотел бы, чтобы Алексей Орлов работал свободно. Если Кирсан Николаевич будет возглавлять правительство, то Алексей Орлов все время будет консультироваться с ним и не сможет творчески подойти к своей должности. Это одна из причин.
Кирсан Николаевич сказал, что не нужно привязываться к посту. Это правильно. Как буддисты, мы говорим, что не нужно привязываться ни к какому посту, необходимо использовать свое положение для того, чтобы приносить пользу другим. Он проделал большую работу в течение 17 лет, и сейчас пришло время ему заняться работой на международном уровне. Президент ФИДЕ – это также очень высокий пост, громкое звание. На таком международном уровне имя калмыков никогда не умрет. Для людей Калмыкии это очень важно. Если бы один из тибетцев стал президентом ФИДЕ, мы, тибетцы, были бы очень рады. Ведь мы, калмыки и тибетцы, – национальные меньшинства. Если не иметь какого-то своего особенного цвета, можно легко затеряться в огромной России. У вас есть особенный желтый цвет, благодаря которому вы не исчезнете, не затеряетесь в России, а также на карте всего мира. На такой большой территории будет одно такое желтое пятнышко – Калмыкия.
Если смотреть в долгосрочной перспективе, ваше молодое поколение всегда сможет ходить, высоко подняв голову. Это здорово! Это очень хорошая стратегия. Например, когда люди приезжают в Москву из какой-нибудь маленькой республики и говорят, откуда они приехали, москвичи часто даже не знают, где находится эта республика. А если вы, калмыки, приедете в Москву и скажете, откуда вы родом, имя вашей родины сразу будет вызывать в памяти имя Кирсана Николаевича. Даже если вы отправитесь куда-то в Европу и скажете, что вы из Калмыкии, те сразу же вспомнят: «А, президент ФИДЕ из Калмыкии». Это также очень важно для вашей страны. Поэтому я всегда говорю, что если один из ваших людей поднимается вверх, очень важно подталкивать его выше, а не стягивать вниз за ноги. Я не говорю, что Кирсан Николаевич не совершал никаких ошибок. У кого из людей нет ошибок? Но у него гораздо больше достоинств, хороших качеств, чем ошибок. Также в глубине сердца он действительно хочет сделать что-то хорошее для людей Калмыкии. Это очень ценно. Я вижу это собственными глазами. Итак, когда один из ваших людей выходит на международный уровень, вам нужно всячески его поддерживать. Если на международном уровне другие люди будут видеть, что калмыки поддерживают Кирсана Николаевича, ему будет гораздо проще работать.
Мы, тибетцы, на сто процентов поддерживаем Далай-ламу. Куда бы он ни отправился, везде к нему относятся с большим уважением, потому что знают, что за Его Святейшеством стоят шесть миллионов тибетцев, поддерживающих его. Так и у вашего народа есть сильный лидер. Поддерживайте его морально. Это важно для людей Калмыкии. Я говорю это не потому, что рассчитываю получить от Кирсана Николаевича какие-то деньги. Я это говорю, потому что это очень важно для будущего Калмыкии. Я – один человек, у меня один желудок, меня не очень интересуют деньги. Куда бы я ни отправился, меня везде очень хорошо кормят. Я это говорю в основном из заботы о людях Калмыкии. Вам действительно повезло. Жители Бурятии, Тувы часто сожалеют, что у них нет таких людей, как Кирсан Николаевич. Когда они видят такой красивый храм, они говорят, что калмыкам так повезло, и радуются за вас: «Пусть нам божества тоже пошлют такого сына». Народу надо заботиться о своем сыне.
Вопрос: Вас отличает нестандартный подход и лекции, интересные для молодежи. В чем секрет Вашего успеха? Я знаю, многие мои друзья всегда ходят на Ваши лекции, и говорят именно о том, что Вы нестандартно подаете учение.
В наше время много молодых людей проявляет интерес к моему учению. Не только в буддийских республиках – Бурятии, Туве и Калмыкии, но и во всех городах России молодежь приходит получить мое учение. Причина состоит в том, что у этих молодых людей в настоящий момент нет ясного направления в жизни. Поэтому учение, которое я даю, с точки зрения буддийской философии указывает им ясное направление, которому стоит следовать в жизни. В буддизме не говорится, что вам непременно нужно идти в этом направлении. Там говорится о результатах следования тому или иному пути. В итоге люди сами делают свой выбор, и это очень хорошо: им нужно самим думать и исследовать этот вопрос.
Что касается молодого поколения, то я, помня себя в молодости, понимаю их. Я в молодости, когда меня вынуждали что-то делать, противился, потому что у меня есть свобода воли, есть право самому выбирать направление своей жизни. В какой-то момент благодаря встреченному мною хорошему наставнику мне открылось, что буддийское учение не заставляет людей идти в определенном направлении. В буддизме говорят: исследуйте и делайте собственный выбор. Буддийские наставники также указывают все возможные варианты выбора. И когда на основе полного знания ситуации и возможных последствий вы делаете выбор, то чувствуете себя очень спокойным и счастливым. Внутри вас царит гармония, вы не чувствуете разлада с самим собой. В противном случае, если вы убеждены в одном, а вас во имя духовности заставляют делать нечто другое, то в вашем сознании возникает конфликт, чувство вины, депрессия и т. д. Это неправильно – заставлять себя делать то, с чем вы внутренне не согласны. А когда вы делаете выбор направления на основе тщательного исследования, с ясным пониманием, то у вас появляется стопроцентная убежденность: если я пойду в этом направлении, я совершенно точно, на сто процентов, достигну своей цели. Тогда вы будете идти спокойно, расслабленно, без паники и достигнете места назначения. Поэтому молодое поколение с радостью получает учение по буддийской философии.
С другой стороны, я испытываю особый интерес к людям молодого поколения, потому что у молодых людей ум очень чистый и искренний. Сложно изменить ум людей, которым за пятьдесят – шестьдесят лет. Их ум сформировался в коммунистическое время, и сейчас они продолжают жить с теми же установками, которые изменить весьма сложно. Даже если начать менять ум, быстро он не меняется, изменения происходят очень медленно. Я не говорю о Калмыкии, где люди сохранили свои традиции. Я говорю о других городах, в которых нет буддизма. Там у людей уже выстроена система, и они не могут выйти за ее пределы, как-то изменить ее. А вы, калмыки, даже если вас отправляют в Сибирь, не меняете свой образ мышления, остаетесь буддистами.
На Байкале, когда проходили диспуты между членами центров различных городов, я видел, что представители молодого поколения задают хорошие вопросы и дают хорошие ответы. Поэтому у меня очень большие надежды и ожидания от молодого поколения. Если у молодежи будет хорошая основа, это прекрасно, поскольку в будущем именно они будут держателями буддийской философии.
Вопрос: Геше-ла, расскажите, пожалуйста, за те полгода, что Вы у нас не были, что нового произошло с Вами в Ваших поездках, где Вы еще давали учение?
Если вы знаете, у меня есть сайт geshe.ru. Этот сайт принадлежит ассоциации всех моих буддийских центров. Все новости о том, куда я езжу, какие учения и где даю, с кем встречаюсь, публикуются на этом сайте. Там есть не только новости о моей деятельности, там также выходят новости о Его Святейшестве Далай-ламе. Есть и форум, где люди могут проводить диспуты по буддийской философии. Новички могут задавать на этом форуме любые вопросы. Например, там есть раздел, посвященный практике, где молодые ученики могут задавать вопросы по практике, а более опытные ученики направят их, скажут, в какой книге найти ответ, и так далее. Также есть раздел, посвященный буддийской философии, раздел для начинающих и полезные материалы.
На сайте есть библиотека, в которой имеется хорошее собрание буддийских книг на русском языке. Если вас интересуют аудиозаписи учений, вы также можете скачать их из библиотеки. А когда я буду давать учение в Москве, будет осуществляться прямая трансляция лекций по Интернету. Я сделаю так, чтобы через сайт geshe.ru вы могли смотреть прямые трансляции учений, которые я даю во время поездок по стране. В будущем, если вы сами не сможете приехать на всероссийский ретриты на Байкале, вы тоже сможете слушать мое учение через Интернет в прямой трансляции. Кроме ежегодного летнего ретрита на Байкале я даю также каждую зиму, в декабре, учение о пустоте в Новосибирске – во время трехдневного ретрита. Те люди, которые не смогут туда приехать, тоже смогут прослушать эти лекции в прямом эфире в Интернете. Современные высокие технологии нам также надо использовать для развития ума. После того как я уеду из Калмыкии, я довольно часто буду посещать буддийский форум. Как в фильме «Матрица», мы встретимся друг с другом на буддийском форуме.