«Всё то красивое, о чем я говорил, без шаматхи недостижимо!»
25 по 27 октября драгоценный геше Джампа Тинлей посетил Ростов с лекциями о буддийской философии. Тема лекций – развитие шаматхи.
Первый день учения произвел на нас особое впечатление. Для того чтобы вселить в нас уверенность и энтузиазм к достижению шаматхи, Учитель впервые для ростовских учеников кратко развернул панораму развития ума, начиная с шаматхи и до достижения совершенного ума будды, с учетом особенностей путей сутры и тантры.
Прежде всего, Гуру напомнил о том, что шаматха – не просто умение концентрироваться на каком-либо объекте. Это состояние ума, при котором становится возможным удерживать сколь угодно долго однонаправленное сосредоточение на объекте и которое сопровождается переживанием физических и ментальных безмятежности и блаженства.
Когда же с помощью шаматхи проводится анализ «я» и феноменов и в результате возникает мудрость, такая медитация называется випашьяна. Без шаматхи вы не сможете практиковать випашьяну.
Существует випашьяна концептуального и прямого познания пустоты, первая осуществляется на пути подготовки, а вторая – на пути видения. В сутре для этого используется грубый ум, а в тантре – наитончайший ум, ясный свет, который позволяет добиться результатов гораздо быстрее.
Однако прежде чем вступить на путь подготовки, нужно пройти путь накопления. В Хинаяне критерием достижения пути накопления является спонтанное отречение, в Махаяне – спонтанная бодхичитта. Чтобы вступить на путь накопления в Ваджраяне, тоже необходима бодхичитта, но, как говорит лама Цонкапа в «Нагрим Ченмо», врата в тантру – это посвящение. Если у нас реализована бодхичитта, мы получаем полное посвящение, если же нами движут лишь некоторые чувства любви и сострадания, мы получаем подобие посвящения и такое же подобие самаи.
В тантре на пути подготовки, используя наитончайший ум, практикующий развивает шаматху, а затем с ее помощью концептуально постигает пустоту. Когда концептуальное постижение пустоты переходит в прямое постижение, практикующий становится арьей, высшим существом. Когда наитончайший ум, ясный свет, постигает пустоту напрямую, это называется «освобождение видением», именно к этому ведут махамудра и дзогчен. Фраза «освобождение видением» не означает, что наитончайший ум можно увидеть, ясный свет можно только почувствовать.
Когда наитончайший ум познает пустоту напрямую, уже в следующее мгновение исчезают все омрачения. В сутре же после первого опыта прямого постижения пустоты омрачения остаются, потому что с помощью грубого ума можно сначала избавиться только от грубых омрачений, затем – от всё более и более тонких, и это весьма долгий процесс. Ясный свет, используемый в тантре, – мощное средство, подобное атомной энергии, освобождающее от омрачений мгновенно, однако без практики иллюзорного тела и оно не приведет к Пробуждению.
Для достижения состояния будды необходимо создать прямые причины Рупакаи и Дхармакаи. В учении сутр объясняются лишь непрямые причины достижения этих тел – накопление заслуг и мудрости, которое завершается в течение трех кальп. В учении тантры в дополнении к этому объясняется йога божества. Прямой причиной Дхармакаи является реализация ясного света, а прямой причиной Рупакаи – иллюзорное тело. Ясный свет по сути (наитончайший ум, постигающий пустоту напрямую) опирается на ясный свет по подобию (наитончайший ум, концептуально постигающий пустоту). А чистое иллюзорное тело зависит от нечистого иллюзорного тела, возникающего благодаря ясному свету по подобию.
«Все то красивое, о чем я говорил, без шаматхи недостижимо!» – такими словами Гуру вернул нас к нашему реальному положению вещей. Однако экскурс по всему пути позволил нам как бы увидеть путь целиком, а это тоже важно.
Во второй день Учитель дал подробные наставления о пяти внутренних условиях для практики шаматхи, которые мы можем освоить, ежедневно тренируя свой ум. Уменьшение желаний, удовлетворенность, соблюдение нравственности, не вовлечение в большое количество дел, уменьшение концептуальных мыслей – таковы эти условия.
Третий день учений геше Джампа Тинлея завершился посвящением Манджушри и наставлениями о том, как правильно начитывать мантры. Еще раз Учитель напомнил о важности ежедневной тренировки позитивного мышления: нужно стараться не допускать негативных мыслей, проявлять в этом настойчивость, тогда покой ума появится сам по себе.