Путь буддийского монаха выше пути мирянина, или они равны?
Вопрос: Уважаемый Геше-ла! С Вашей точки зрения, путь буддийского монаха выше пути мирянина, или они равны? Что главное для каждого из этих путей?
Ответ: Здесь не идет речи о том, кто выше, кто ниже. Например, вы не можете сказать, что Дромтомпа был ниже любого монаха, или Марпа. Суть в том, что когда вы — держатель монашеских обетов, у вас больше возможностей накапливать заслуги благодаря этим обетам. Но, как мирянин, вы можете соблюдать обеты мирянина. А обеты бодхичитты выше монашеских обетов. Поэтому если вы соблюдаете обеты бодхичитты, то накапливаете еще более высокие заслуги. Так все зависит от вашего индивидуального случая. Иногда вам может быть полезно вести монашескую жизнь. У монахов меньше препятствий и больше благоприятных условий для духовной практики. Очень хорошо быть монахом. Но иногда вам проще практиковать Дхарму, если вы не монах. Все это зависит от ситуации.
И в Тибете, и в Индии некоторые великие мастера были не монахами. Например, Наропа, Тилопа. Большинство великих мастеров и махасиддхов были не монахами. В Тибете Марпа, Миларепа, Дромтомпа, Панчен Лама и многие другие высокореализованные мастера были не монахами. Поэтому нет смысла рассуждать, кто выше, кто ниже. Главное, если вы находите для себя более удобным практиковать Дхарму, будучи монахом, будьте монахом. А если вы чувствуете, что, став монахом, вам будет трудно жить в обществе.… Все это зависит от вашей конкретной ситуации. Некоторым лучше быть монахами, потому что, если они заведут семью, детей, то разменяют свою жизнь на мелкие семейные дела. В этом случае очень хорошо стать монахом. Поэтому принимайте решение, судя по своей ситуации.